Интервью с предпринимателем: Алексей Алифиров об "АндерСоне", ресторанном бизнесе в Краснодаре и роли руководителя
Команда приложения MAMADO продолжает знакомить вас с историями возникновения и развития успешного бизнеса 🌟
Предприимчивые 2000-е 🖳
Алексей Алифиров — ресторатор и креативный предприниматель из Краснодара. Начал активную работу в 17 лет, сотрудничая с рекламным агентством “Практик Арт”. Компания занималась организацией крупных фестивалей поэтому Алексей, как молодой член команды, разрабатывал идеи для контента, участвовал в мероприятиях и взаимодействовал с потребителями в интернете.
В те годы, в нулевых, в сетевом пространстве ещё мало кто разбирался. Я был в самом начале развития интернета в Краснодаре. Три года я был очень сильно в это погружен, до момента, когда агентство расформировали и появились другие компании.
О понимании возможного 💯
“У меня также была продолжительная поездка в США, — рассказывает Алексей, — где я набирался опыта после работы в агентстве. До этого я много раз был за границей, но та поездка сыграла большую роль. Командировки, в принципе, полезны каждому человеку, чтобы расширить кругозор и понимание возможного”.
Нельзя быть экспертом во всём и сразу. Надо всё-таки сконцентрироваться на чём-то одном, но обширный кругозор помогает во многом, когда ты предприниматель. В начале пути ты обычно вообще один — даже не можешь позволить себе команду. Со временем, первые шаги делаешь — нанимаешь профессионалов. У меня на старте такой возможности не было, всё делал сам.
Было много свободы и мало денег 🤘🏻
Говоря о более предпринимательском возрасте, Алексей вспоминает, по его мнению, странный 2003 год, когда он вернулся из США.
“Мне был 21 год — много свободы и мало работы, денег. Все придумывали, чем можно заняться, и я тоже определился", — вспоминает Алексей.
Я делал веб-сайты, занимался хостингом. Попутно мы с моим товарищем стали организовывать мероприятия, вечеринки. Меня пригласили работать арт-директором нового ночного клуба Digger , и там я уже активно вёл свою деятельность и одним из первых в России напрямую вел переговоры с регентами заграничных артистов.
“Это всегда была моя личная инициатива…” 💵
В том числе Алексей занимался предложением артистов другим промоутерам в России и за рубежом. Проводил свои мероприятия, их было больше сотни.
Я получил большой опыт в самостоятельном ведении предприятия. В большей степени — в развлекательной части. Международные переговоры, вовлечение людей — тогда это было ещё не так просто как сейчас. Билеты нужно было покупать только здесь и отправлять их, например, в Лондон экспресс-почтой. Если вдруг возникали какие-то сложности с билетами (ситуаций было много — разных и интересных). Например, перевод предоплаты гонораров сейчас можно через paypal отправить и забыть об этом, но раньше это нужно было делать через специальный отдел в банке, и то не все они за это брались.
Было очень много бумажек и всего сложного. Сейчас, конечно, всё гораздо проще в этом плане, но всё равно вопрос импорта-экспорта остался не таким примитивным, но с людьми точно — полегче!
☝🏻 “Когда работаешь промоутером в ночном клубе, нужно много всего уметь”
Кроме того, Алексей занимался дизайном и полиграфией не только для себя, но и для других ночных клубов: "Сейчас давно уже этого не делаю, но этот опыт помогает мне понять качество выполненной работы и составить техническое задание".
Предпринимательство — не просто созидание!
“У меня это пошло из недовольства, — делится Алексей, — мне не нравилось, как обстоят дела. Ведь нужно понимать, как ты хочешь и как правильно. У меня такое понимание было. Тем более в те годы вообще никто такого не делал, потому что толком ещё ничего не существовало”.
Я всё придумывал и изобретал сам — конечно, нужно чёткое видение. Нельзя сразу бежать во все стороны, надо поставить цель и планомерно двигаться к ней, преодолевая препятствия. Чем больше ты преодолеваешь препятствий, тем больше у тебя появляется опыта. Ты видишь, что всегда есть ещё вершина повыше. Есть и падения с этих вершин. Если тебя не сбросят в самый низ, это сделает тебя только сильнее поэтому нужна мотивация двигаться вперёд — всегда.
О первом кафе 🍕
“Непосредственно уже предпринимательством я начал заниматься примерно в 2014 году, — рассказывает Алексей, — первым моим предприятием была едальня, которую я открыл в 2012 году совместно со своей девушкой".
Мы приобрели небольшое кафе в торговом центре ближе к окраине города. Там был именно общепит — пицца, суши, кофе и различная еда. Нам казалось, что мы вообще всё сразу сделаем правильно. На самом деле, конечно, там были ошибки, но также — много интересных решений, которые позволили этому кафе работать успешно, в принципе, до закрытия торгового центра.
Потом мы оттуда просто съехали и открыли новый проект — бар “Зерно” в 2014 году 🍸
“Там вообще всё было очень страшно и рискованно”, — вспоминает Алексей.
Были серьёзные сложности, субаренда, много странных оговорок — сейчас я бы точно на такое не согласился. А тогда… Чем ты моложе, тем смелее — шишек ещё не так много набил поэтому ты отчаянно кидаешься на любую возможность.
“Мы кинулись, и я абсолютно не жалею”
Это был очень успешный проект и огромнейший опыт для меня! В баре “Зерно” собиралась определенная креативная тусовка, к нам приходили люди различных творческих профессий, экспаты и другие. Людям нравилось общаться и знакомиться в таком обществе. Там была раскрепощенная обстановка, которая способствовала активному общению между людьми.
Днём бар “Зерно” работал как городское кафе для семей, а по пятницам и субботам мы проводили коктейльные вечеринки.
Я сам не ходок в сетевые рестораны, это вообще не моя история. Мне нравятся небольшие авторские проекты, когда я прихожу в заведение и чувствую себя достаточно раскрепощенным и расслабленным. В баре "Зерно" я проводил практически всё своё время, занимаясь и работой и творчеством. Отдыхал тоже там.
"Наш бар находился в жилом доме, и несколько жильцов объявили нам войну. В течение нескольких лет на нас писали жалобы..."
Отдельный момент в бизнесе — взаимодействие с управляющими органами. Оно было практически еженедельно на протяжении двух лет. Поэтому мой вывод — много трудностей будут происходить оттуда, откуда их ждать не будешь, но если ты знаешь что делаешь и у тебя есть цель — не стоит останавливаться, складывать руки на полпути. Потому что просто нигде не бывает.
Там, где просто — там неинтересно.
Почему ресторанный бизнес — это особенное пространство? 🍽️
“Это, прежде всего, общение людей, — считает Алексей. — Концепции ресторанов строятся для конкретной аудитории. Люди всегда тянутся к подобным себе и выбирают рестораны, которые соответствуют их мировоззрению, социальному статусу, уровню образования или желанию проводить время определённым образом”.
Ресторанный бизнес — самый рискованный бизнес, и я бы никому не рекомендовал идти в эту отрасль. Исключение — если вы точно знаете, что хотите сделать. Сюда нужно идти осознанно, обдуманно — всё должно быть максимально описано и просчитано до начала работы над проектом. На ходу лучше ничего не придумывать, потому что начнётся очень много взаимоисключающих вопросов, и всё закончится печально.
📴 О вовлеченности в работу:
"У предпринимателей особо не бывает отпусков, отдыха и так далее. Даже если ты едешь на недельку на Кипр, сто процентов будешь заниматься делами. Даже если ты выкинешь телефон куда-то, ты будешь думать о том, как решить какие-то вопросы и задачи и так далее. Это процесс постоянный, мне кажется".
Консерватизм или эксперименты? 🧩
Однозначно эксперименты. Там, где консерватизм, начинающему предпринимателю будет сложно. Консервативная стратегия — это для развитого успешного бизнеса, который внимательно оценивает риски и свои шаги. Если ты — начинающий предприниматель, без риска никак не обойдётся.
Ничего страшного нет, если где-то случаются потери, но редко бывает, когда у кого-то получается с первого раза.
Руководитель всегда должен быть новатором и постоянно обучаться, верно? 💪
Конечно, это состояние жизни просто. Естественно, нужно обучаться. Ежедневно. Потому что мир сейчас очень быстро меняется. Нет такого, что можно что-то выучить и полностью разобраться в этом. Потому что уже через месяц будет по-другому.
Коммуникация с людьми и потребителями твоего бизнеса — всё меняется.
Способы обучения чему-то новому: не только книги 👇🏻
Я люблю различного рода вебинары на профессиональную тему. Мои любимые источники — это Телеграм-каналы и Ютуб. Там ежедневно выходят прикладные материалы по ресторанному бизнесу, различные идеи рассматриваются профессиональным сообществом, попадается интересная литература. Я вообще люблю читать — и не только по бизнесу.
В ближайшее время собираюсь ознакомиться с книгой о ферментации продуктов от руководителей ресторана “Момо”. Тема ферментации сейчас очень модная, и мне хотелось бы в ней разобраться.
От бара “Зерно” к "АндерСону" 🧸
Резкого перехода от одного бизнеса к другому у Алексея не случилось, всё произошло естественно:
“Мне предложили продать бар. И я решил сделать это, потому что у меня изменилось семейное положение, а такие ночные и вечерние мероприятия — это трудный для работы режим. Поэтому дело это я продал и занимался семьей в течение полутора лет. Затем мне предложили поучаствовать в проекте “АндерСон”. Это было приятно. Мне сейчас очень интересен формат семейного кафе".
Что самое ценное для вас в "АндерСоне"? Задачи, возможности и трудности
Алексей Алифиров начал работать директором кафе "АндерСон" в Краснодаре с 1 мая 2020 года.
Для меня "Андерсон" — это было личное испытание. Задачи, которые были поставлены мне здесь как руководителю и которые мы постепенно реализуем, выполняются успешно.
"Я пришёл, когда был локдаун, и рестораны вообще не работали, — рассказывает Алексей. — Здесь была доставка с агрегаторами. Мы развили направление на доставку меню, а для работы с офисами сделали отдельный проект Go lunch.
Ситуация, конечно, была тяжелая. Заведение какое-то время вообще не работало, и в штате осталось мало сотрудников — разъехались все. Ресторан пришлось открывать практически с нуля. Летом мы строили команду, были нереальные проблемы в Краснодаре с кадрами. В принципе, все рестораны от этого страдали, потому что многие сотрудники просто поехали на моря. Поэтому здесь людей вообще было сложно найти, и мы справились".
Корпоративная связь в "АндерСоне" 🤝🏻
Здесь очень централизованная система обучения и квалификации персонала — это большой плюс франшизы. Мне всегда интересно было поработать именно в такой компании, которая уже регламентирована. Всё структурировано, концепция уже выверенная. Правда, гораздо меньше возможностей для предпринимательского творчества, но не менее интересно!
Если вы приходите как предприниматель и сами всё изобретаете, идёте к этому годами, то здесь уже есть многолетний опыт, испытанный на десятках заведений. Нужно двигаться в едином локомотиве и поддерживать его в надлежащем виде.
"АндерСон" как кейтеринг-сервис 🥡
Кейтеринг-сервис мы развивали, когда сидели на карантине, он у нас присутствует. На данный момент мы сконцентрированы непосредственно на работе ресторана, в какой-то мере — на доставке меню и проведении детских праздников. Это “три кита”, на которых стоит "АндерСон" на сегодняшний день.
Какие изменения ждут "АндерСон" в этом году? Может быть, новые персонажи? 🧚🏻
Перед тем как какие-то новшества или персонажи у нас появятся — проходит длительная процедура согласования в центральном офисе.
Мишка Густав, это, конечно наш самый главный персонаж — лицо всех наших ресторанов! Есть, например, Витаминка, и этого персонажа можно увидеть только в Краснодаре.
Поэтому заходите к нам в гости в Краснодаре, мы всегда рады вам!
Беседу вела журналист Оксана Судьина.
Еще больше проверенных и интересных компаний смотрите в приложении MAMADO.